- Главная
- Лица театра
- Легенды театра
- Водяной Михаил Григорьевич
Артист
Водяной Михаил Григорьевич
Народный артист СССР
Дата рождения
23.12.1924
Михаил Водяной родился 23 декабря 1924 года в Харькове (Украинская ССР, СССР).
О своём детстве Михаил Григорьевич вспоминал так: «Совсем маленьким мальчиком я любил ходить по улицам Харькова, внимательно разглядывая всё, что попадалось на пути. А потом находил доброго дядю или тётю, называл свой адрес и фамилию, и меня приводили домой. Когда мама укладывала меня спать, я делился впечатлениями. И никак не мог понять, почему мама не разделяет моих восторгов».
Недалеко от дома, где жила семья, стояла церковь. Миша, которому исполнилось три года, целыми днями пропадал в ней, слушая хор. Однажды служитель храма вывел малыша на улицу и сказал его родителям: «Ваш мальчик будет знаменитым человеком».
Когда началась Великая Отечественная война его брата Роберта мобилизовали в армию, а 16-летний Михаил призыву не подлежал, и поехал учиться… только не в город на Неве, а в Пятигорск — Театральный институт эвакуировали сюда. Но уже через год немцы добрались и до Северного Кавказа. Институт опять эвакуировали, на этот раз в Тбилиси.
Дебют начинающего актёра состоялся
на сцене Пятигорского театра музыкальной комедии (ныне театр оперетты) в 1943 году. Первая роль - капитан Чечель в музыкальной комедии Б.Александрова "Свадьба в Малиновка".
Долго немцы в Пятигорске не задержались, 11 января 1943 года КМВ освободили от немецко-фашистских захватчиков, и летом институт вернулся обратно. Здесь на сцене Пятигорского театра драмы и комедии и состоялся дебют великого артиста. Вскоре пришло трагическое известие — в сражении на Днепре брат Роберт получил тяжёлое ранение и скончался от ран в полевом госпитале.
Однако жизнь шла своим чередом, Миша осваивался на сцене. Он сдружился с будущим известным писателем, публицистом и драматургом Генрихом Боровиком (его родители основывали Пятигорский театр). Боровик позже писал в своих мемуарах: «Водяной тогда делал свои первые шаги на сцене. Несмотря на некоторую разницу в возрасте (Михаил был старше на 5 лет), мы быстро сдружились… В театре было достаточно фраков, но хронически не хватало лаковых туфель, поэтому нам, статистам, выдавали… галоши. Издали они блестели и ничем не отличались от лаковой обуви…»
Воспоминания писателя о детстве в театре насыщены рассказами о друзьях - Мише Водяном и Махмуде Эсамбаеве: «Вот так они играли, выходили на сцену, Миша талантливо произносил «Кушать подано» или «Господа, вас просят пройти в соседний зал», а Махмуд выходил с цыганским танцем и для меня было огромным удовольствием стоять за кулисами рядом с ними, видеть, как они волновались, репетировали, как серьезно готовились и спрашивали меня, как самого первого зрителя, получается или нет.» Летом 1945 года Махмуд отправился в Киргизию в ссылку, он считал, что должен разделить судьбу своей семьи и народа, хотя театру было сложно отпускать свои таланты и защищали они Эсамбаева от этой ссылки как могли. Война кончилась и театру пришлось расстаться и с Водяным, его позвали во Львов, где тогда создавался театр музыкальной комедии. На его выбор повлияло то, что здесь жила вдова брата Нина и дочь Людмила, им надо было помогать. Генрих Боровик вспоминал отъезд друга: «Все происходило в тайне, потому что из театра его никто бы не отпустил, мужчины были буквально наперечет. Я в большом секрете от всех, провожал его на вокзале. Очень все это было грустно. Я даже не подозревал, что будет завтра. Меня вызвали в дирекцию и сказали: «Вот твой друг, Миша Водяной, сбежал куда-то, так что давай теперь выручай, выходи сам на «Кушать подано», а то мужчин у нас совсем нет.» Десять секунд на сцене, но ведь это почти роль. К тому же я отрабатывал за своего друга. Конечно, безумно волновался, и как жаль, что тогда рядом уже не было Махмуда, который умел поддержать и успокоить». (А.Мусаев “Махмуд Эсамбаев”)
В 1953 году театр, в котором работал Водяной, переехал из Львова в Одессу. Новая публика сразу полюбила Михаила. Он буквально светился со сцены, а его специфический говорок нельзя было спутать ни с чем. Только семья и очень близкие люди знали, что, разговаривая таким образом, Михаил скрывает врождённый дефект речи, а за кажущейся лёгкостью игры на сцене таится титаническая работа по изучению исторического материала, подбору живых образов, по оттачиванию каждой фразы, каждого движения, каждого жеста.
Ну и, конечно, оглушительная всенародная слава обрушилась на Михаила Григорьевича после выхода на большой экран «Свадьбы в Малиновке». В фильме его роль второго плана фактически затмевает собой все остальные. Почти мгновенно реплики и песни Попандопуло ушли в народ, где благополучно пребывают и в наше время. Только фраза «Сдаётся мне, что мы накануне грандиозного шухера» произносится нынче десятки тысяч раз на дню. Что уж говорить о «И шо я в тебя такой влюблённый…» или «Нажми на клавиши, продай талант…».
Став буквально символом Одессы, Михаил Водяной действительно тонул в “волнах” народного признания. Однажды Михаил Григорьевич летел в самолёте и опаздывал на представление. Он зашёл в кабину пилотов, рассказал о своей беде. Те связались с «землёй», и в результате непродолжительных переговоров посадили свой борт не как планировалось — в аэропорту, а на военном аэродроме, от которого до театра было рукой подать. Ни у одного из пассажиров не возникло даже мысли возмутиться. Как можно? Ведь это же сам Водяной.
В 1976 году он первым из советских актёров оперетты получил звание народного. Водяной потом рассказывал: «Первым меня поздравил Леонид Осипович Утесов. Позвонив по телефону, он произнес: «Мои поздравления истинно народному — от «одеколонов» в Москве!» И здесь же шутливо добавил: «С такими заслугами — и на свободе, и до сих пор живой! Это же надо…»
Три года спустя Водяной стал «играющим» директором и, одновременно, художественным руководителем родного театра. Друзья советовали отказаться, но он только отмахивался: «Я понимаю, какой это груз, но ведь там могут назначить случайного человека, который погубит театр!» Стараниями Михаила Григорьевича у театра появилось новое здание… а у него самого — мстительные завистники, развязавшие настоящую травлю, и первый инфаркт.
К сожалению, Михаила Григорьевича «добил» третий инфаркт, он ушёл из жизни 11 сентября 1987 года в возрасте 63 лет. После его смерти жена Маргарита до последнего сражалась за доброе имя покойного мужа и в конце концов отстояла его. Было достоверно доказано: Михаил Водяной стал жертвой навета, в чём его поклонники никогда не сомневались.
О своём детстве Михаил Григорьевич вспоминал так: «Совсем маленьким мальчиком я любил ходить по улицам Харькова, внимательно разглядывая всё, что попадалось на пути. А потом находил доброго дядю или тётю, называл свой адрес и фамилию, и меня приводили домой. Когда мама укладывала меня спать, я делился впечатлениями. И никак не мог понять, почему мама не разделяет моих восторгов».
Недалеко от дома, где жила семья, стояла церковь. Миша, которому исполнилось три года, целыми днями пропадал в ней, слушая хор. Однажды служитель храма вывел малыша на улицу и сказал его родителям: «Ваш мальчик будет знаменитым человеком».
Когда началась Великая Отечественная война его брата Роберта мобилизовали в армию, а 16-летний Михаил призыву не подлежал, и поехал учиться… только не в город на Неве, а в Пятигорск — Театральный институт эвакуировали сюда. Но уже через год немцы добрались и до Северного Кавказа. Институт опять эвакуировали, на этот раз в Тбилиси.
Дебют начинающего актёра состоялся
на сцене Пятигорского театра музыкальной комедии (ныне театр оперетты) в 1943 году. Первая роль - капитан Чечель в музыкальной комедии Б.Александрова "Свадьба в Малиновка".
Долго немцы в Пятигорске не задержались, 11 января 1943 года КМВ освободили от немецко-фашистских захватчиков, и летом институт вернулся обратно. Здесь на сцене Пятигорского театра драмы и комедии и состоялся дебют великого артиста. Вскоре пришло трагическое известие — в сражении на Днепре брат Роберт получил тяжёлое ранение и скончался от ран в полевом госпитале.
Однако жизнь шла своим чередом, Миша осваивался на сцене. Он сдружился с будущим известным писателем, публицистом и драматургом Генрихом Боровиком (его родители основывали Пятигорский театр). Боровик позже писал в своих мемуарах: «Водяной тогда делал свои первые шаги на сцене. Несмотря на некоторую разницу в возрасте (Михаил был старше на 5 лет), мы быстро сдружились… В театре было достаточно фраков, но хронически не хватало лаковых туфель, поэтому нам, статистам, выдавали… галоши. Издали они блестели и ничем не отличались от лаковой обуви…»
Воспоминания писателя о детстве в театре насыщены рассказами о друзьях - Мише Водяном и Махмуде Эсамбаеве: «Вот так они играли, выходили на сцену, Миша талантливо произносил «Кушать подано» или «Господа, вас просят пройти в соседний зал», а Махмуд выходил с цыганским танцем и для меня было огромным удовольствием стоять за кулисами рядом с ними, видеть, как они волновались, репетировали, как серьезно готовились и спрашивали меня, как самого первого зрителя, получается или нет.» Летом 1945 года Махмуд отправился в Киргизию в ссылку, он считал, что должен разделить судьбу своей семьи и народа, хотя театру было сложно отпускать свои таланты и защищали они Эсамбаева от этой ссылки как могли. Война кончилась и театру пришлось расстаться и с Водяным, его позвали во Львов, где тогда создавался театр музыкальной комедии. На его выбор повлияло то, что здесь жила вдова брата Нина и дочь Людмила, им надо было помогать. Генрих Боровик вспоминал отъезд друга: «Все происходило в тайне, потому что из театра его никто бы не отпустил, мужчины были буквально наперечет. Я в большом секрете от всех, провожал его на вокзале. Очень все это было грустно. Я даже не подозревал, что будет завтра. Меня вызвали в дирекцию и сказали: «Вот твой друг, Миша Водяной, сбежал куда-то, так что давай теперь выручай, выходи сам на «Кушать подано», а то мужчин у нас совсем нет.» Десять секунд на сцене, но ведь это почти роль. К тому же я отрабатывал за своего друга. Конечно, безумно волновался, и как жаль, что тогда рядом уже не было Махмуда, который умел поддержать и успокоить». (А.Мусаев “Махмуд Эсамбаев”)
В 1953 году театр, в котором работал Водяной, переехал из Львова в Одессу. Новая публика сразу полюбила Михаила. Он буквально светился со сцены, а его специфический говорок нельзя было спутать ни с чем. Только семья и очень близкие люди знали, что, разговаривая таким образом, Михаил скрывает врождённый дефект речи, а за кажущейся лёгкостью игры на сцене таится титаническая работа по изучению исторического материала, подбору живых образов, по оттачиванию каждой фразы, каждого движения, каждого жеста.
Ну и, конечно, оглушительная всенародная слава обрушилась на Михаила Григорьевича после выхода на большой экран «Свадьбы в Малиновке». В фильме его роль второго плана фактически затмевает собой все остальные. Почти мгновенно реплики и песни Попандопуло ушли в народ, где благополучно пребывают и в наше время. Только фраза «Сдаётся мне, что мы накануне грандиозного шухера» произносится нынче десятки тысяч раз на дню. Что уж говорить о «И шо я в тебя такой влюблённый…» или «Нажми на клавиши, продай талант…».
Став буквально символом Одессы, Михаил Водяной действительно тонул в “волнах” народного признания. Однажды Михаил Григорьевич летел в самолёте и опаздывал на представление. Он зашёл в кабину пилотов, рассказал о своей беде. Те связались с «землёй», и в результате непродолжительных переговоров посадили свой борт не как планировалось — в аэропорту, а на военном аэродроме, от которого до театра было рукой подать. Ни у одного из пассажиров не возникло даже мысли возмутиться. Как можно? Ведь это же сам Водяной.
В 1976 году он первым из советских актёров оперетты получил звание народного. Водяной потом рассказывал: «Первым меня поздравил Леонид Осипович Утесов. Позвонив по телефону, он произнес: «Мои поздравления истинно народному — от «одеколонов» в Москве!» И здесь же шутливо добавил: «С такими заслугами — и на свободе, и до сих пор живой! Это же надо…»
Три года спустя Водяной стал «играющим» директором и, одновременно, художественным руководителем родного театра. Друзья советовали отказаться, но он только отмахивался: «Я понимаю, какой это груз, но ведь там могут назначить случайного человека, который погубит театр!» Стараниями Михаила Григорьевича у театра появилось новое здание… а у него самого — мстительные завистники, развязавшие настоящую травлю, и первый инфаркт.
К сожалению, Михаила Григорьевича «добил» третий инфаркт, он ушёл из жизни 11 сентября 1987 года в возрасте 63 лет. После его смерти жена Маргарита до последнего сражалась за доброе имя покойного мужа и в конце концов отстояла его. Было достоверно доказано: Михаил Водяной стал жертвой навета, в чём его поклонники никогда не сомневались.
Получайте свежие новости
о премьерах и событиях в театре первыми
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Спасибо за подписку. Дайджест свежих новостей и премьер будет приходить на указанный вами адрес.